29.04.2014

Розничный рынок моторного топлива Уральского федерального округа 2013 г.

Розничный рынок моторного топлива Уральского федерального округа 2013 г.

В Уральском федеральном округе насчитывается более 1900 АЗС. Среди компаний, осуществляющих реализацию нефтепродуктов на местном розничном рынке, вертикально-интегрированные управляют сетями АЗС «Газпромнефть», «ЛУКОЙЛ», «БАШНЕФТЬ», TL, ERGO, «Регион» и TATNEFT - им принадлежит около 40% АЗС рассматриваемого федерального округа. Таким образом, независимый сегмент рынка довольно развит, однако независимые операторы АЗС в разрезе объемов реализованного топлива существенно проигрывают ВИНКам. Так, при преимуществе в количестве заправочных станций, независимые АЗС реализовали только 32% топлива от общей емкости розничного рынка Урала.

Структура реализации топлива по субъектам федерального округа

Исходя из структуры реализации топлива по субъектам федерального округа, наибольшие объемы нефтепродуктов в 2013 г. были реализованы через АЗС Свердловской и Челябинской областей - 36% и 24% от общей реализации соответственно. Наименьшая емкость розничных рынков отмечена в Курганской области и ЯНАО. Сравнительно низкая емкость ЯНАО объясняется его географическим положением, слабой инфраструктурой субъекта и низкой численностью населения. Курганская область, в отличие от соседней Челябинской, является дотационным регионом, что связано с отсутствием крупных производств на территории субъекта, поэтому он также обладает низкой емкостью розничного рынка нефтепродуктов.

Показатели АЗС УФО

Автозаправочные станции УФО имеют большой потенциал развития с точки зрения организации торговли. Так, количество АЗС с площадью под реализацию сопутствующих товаров не превышает 30%, а в отдельных субъектах федерального округа - существенно ниже приведенного показателя: например, в ЯНАО насчитывается только 12,9% АЗК; в Курганской области - 15,5% АЗС с магазином.

Эффективность заправок в УФО существенно отличается в зависимости от рассматриваемого субъекта. Наибольшая эффективность АЗС отмечена в Свердловской области - 9,3 т с АЗС в сутки. Неплохие показатели эффективности в Тюменской области - 7,9 т с АЗС в сутки. В остальных же субъектах УФО средняя эффективность заправки не превышает 6 т с АЗС в стуки; в Челябинской области невысокий показатель (6,0 т с АЗС в сутки) в сравнении со Свердловской областью при сопоставимом количестве АЗС (около 540 заправочных станций в каждом субъекте) объясняется более скромными цифрами местного автопарка: разница в количестве зарегистрированных транспортных средств на 2012 г. составляла более 200 тыс. ТС.

Показатели АЗС УФО

Автозаправочные станции УФО имеют большой потенциал развития с точки зрения организации торговли. Так, количество АЗС с площадью под реализацию сопутствующих товаров не превышает 30%, а в отдельных субъектах федерального округа - существенно ниже приведенного показателя: например, в ЯНАО насчитывается только 12,9% АЗК; в Курганской области - 15,5% АЗС с магазином.

Эффективность заправок в УФО существенно отличается в зависимости от рассматриваемого субъекта. Наибольшая эффективность АЗС отмечена в Свердловской области - 9,3 т с АЗС в сутки. Неплохие показатели эффективности в Тюменской области - 7,9 т с АЗС в сутки. В остальных же субъектах УФО средняя эффективность заправки не превышает 6 т с АЗС в стуки; в Челябинской области невысокий показатель (6,0 т с АЗС в сутки) в сравнении со Свердловской областью при сопоставимом количестве АЗС (около 540 заправочных станций в каждом субъекте) объясняется более скромными цифрами местного автопарка: разница в количестве зарегистрированных транспортных средств на 2012 г. составляла более 200 тыс. ТС.

Структура реализации топлива по управляющим компаниям

Лидирующую позицию по объемам реализованного в 2013 г. топлива в УФО занимает сеть АЗС «Газпромнефть» - более 40% от общей емкости рынка. «ЛУКОЙЛ» занимает долю рынка в 19%. Сеть из более чем 120 АЗС в управлении «Башнефти», работающих под брендами «БАШНЕФТЬ», TL, ERGO и «Регион» занимает долю рынка по продажам топлива в 5%, что говорит о наличии потенциала к росту реализации топлива за счет модернизации сети АЗС.

Таким образом, сеть АЗС «Газпромнефть» является бесспорным лидером на розничном рынке нефтепродуктов УФО, однако компания «ЛУКОЙЛ» за счет сопоставимой географии сети АЗС и эффективной маркетинговой политики организации торговли эффективно конкурирует с «Газпромнефтью» и способна расширить долю рынка в свою пользу.

Лидирующие по объемам реализованного топлива компании на розничном рынке моторного топлива по субъектам УФО

Субъект УФО

Лидирующая сеть АЗС

Курганская область

РОСНЕФТЬ

Свердловская область

Газпромнефть

Тюменская область

Газпромнефть

Ханты-Мансийский автономный округ

ЛУКОЙЛ

Челябинская область

Газпромнефть

Ямало-Ненецкий автономный округ

Газпромнефть

 

Этот сайт использует cookie для хранения данных. Продолжая использовать сайт, Вы даете согласие на работу с этими файлами.