Розничный рынок моторного топлива Уральского федерального округа 2013 г.
В Уральском федеральном округе насчитывается более 1900 АЗС. Среди компаний, осуществляющих реализацию нефтепродуктов на местном розничном рынке, вертикально-интегрированные управляют сетями АЗС «Газпромнефть», «ЛУКОЙЛ», «БАШНЕФТЬ», TL, ERGO, «Регион» и TATNEFT - им принадлежит около 40% АЗС рассматриваемого федерального округа. Таким образом, независимый сегмент рынка довольно развит, однако независимые операторы АЗС в разрезе объемов реализованного топлива существенно проигрывают ВИНКам. Так, при преимуществе в количестве заправочных станций, независимые АЗС реализовали только 32% топлива от общей емкости розничного рынка Урала.
Структура реализации топлива по субъектам федерального округа
Исходя из структуры реализации топлива по субъектам федерального округа, наибольшие объемы нефтепродуктов в 2013 г. были реализованы через АЗС Свердловской и Челябинской областей - 36% и 24% от общей реализации соответственно. Наименьшая емкость розничных рынков отмечена в Курганской области и ЯНАО. Сравнительно низкая емкость ЯНАО объясняется его географическим положением, слабой инфраструктурой субъекта и низкой численностью населения. Курганская область, в отличие от соседней Челябинской, является дотационным регионом, что связано с отсутствием крупных производств на территории субъекта, поэтому он также обладает низкой емкостью розничного рынка нефтепродуктов.
Показатели АЗС УФО
Автозаправочные станции УФО имеют большой потенциал развития с точки зрения организации торговли. Так, количество АЗС с площадью под реализацию сопутствующих товаров не превышает 30%, а в отдельных субъектах федерального округа - существенно ниже приведенного показателя: например, в ЯНАО насчитывается только 12,9% АЗК; в Курганской области - 15,5% АЗС с магазином.
Эффективность заправок в УФО существенно отличается в зависимости от рассматриваемого субъекта. Наибольшая эффективность АЗС отмечена в Свердловской области - 9,3 т с АЗС в сутки. Неплохие показатели эффективности в Тюменской области - 7,9 т с АЗС в сутки. В остальных же субъектах УФО средняя эффективность заправки не превышает 6 т с АЗС в стуки; в Челябинской области невысокий показатель (6,0 т с АЗС в сутки) в сравнении со Свердловской областью при сопоставимом количестве АЗС (около 540 заправочных станций в каждом субъекте) объясняется более скромными цифрами местного автопарка: разница в количестве зарегистрированных транспортных средств на 2012 г. составляла более 200 тыс. ТС.
Показатели АЗС УФО
Автозаправочные станции УФО имеют большой потенциал развития с точки зрения организации торговли. Так, количество АЗС с площадью под реализацию сопутствующих товаров не превышает 30%, а в отдельных субъектах федерального округа - существенно ниже приведенного показателя: например, в ЯНАО насчитывается только 12,9% АЗК; в Курганской области - 15,5% АЗС с магазином.
Эффективность заправок в УФО существенно отличается в зависимости от рассматриваемого субъекта. Наибольшая эффективность АЗС отмечена в Свердловской области - 9,3 т с АЗС в сутки. Неплохие показатели эффективности в Тюменской области - 7,9 т с АЗС в сутки. В остальных же субъектах УФО средняя эффективность заправки не превышает 6 т с АЗС в стуки; в Челябинской области невысокий показатель (6,0 т с АЗС в сутки) в сравнении со Свердловской областью при сопоставимом количестве АЗС (около 540 заправочных станций в каждом субъекте) объясняется более скромными цифрами местного автопарка: разница в количестве зарегистрированных транспортных средств на 2012 г. составляла более 200 тыс. ТС.
Структура реализации топлива по управляющим компаниям
Лидирующую позицию по объемам реализованного в 2013 г. топлива в УФО занимает сеть АЗС «Газпромнефть» - более 40% от общей емкости рынка. «ЛУКОЙЛ» занимает долю рынка в 19%. Сеть из более чем 120 АЗС в управлении «Башнефти», работающих под брендами «БАШНЕФТЬ», TL, ERGO и «Регион» занимает долю рынка по продажам топлива в 5%, что говорит о наличии потенциала к росту реализации топлива за счет модернизации сети АЗС.
Таким образом, сеть АЗС «Газпромнефть» является бесспорным лидером на розничном рынке нефтепродуктов УФО, однако компания «ЛУКОЙЛ» за счет сопоставимой географии сети АЗС и эффективной маркетинговой политики организации торговли эффективно конкурирует с «Газпромнефтью» и способна расширить долю рынка в свою пользу.
Лидирующие по объемам реализованного топлива компании на розничном рынке моторного топлива по субъектам УФО | |
Субъект УФО | Лидирующая сеть АЗС |
Курганская область | РОСНЕФТЬ |
Свердловская область | Газпромнефть |
Тюменская область | Газпромнефть |
Ханты-Мансийский автономный округ | ЛУКОЙЛ |
Челябинская область | Газпромнефть |
Ямало-Ненецкий автономный округ | Газпромнефть |