На текущей неделе цены на битум двигались разнонаправленно. В Европейском кластере снижались, а в Сибирском - росли. Средний индекс цен по России снизился на 0,6%.
Участники рынка отмечают пониженную торговую активность, особенно в Европейском кластере. Со стороны автодорожных предприятий поступают жалобы на недостаточное финансирование со стороны дорожных фондов, что в условиях дорогих кредитов убивает возможности трейдеров осуществлять отгрузки при отсутствии гарантий возврата в сроки, описанные договорами.
Уровень цен на мазут после недавнего роста снова снизился. Несмотря на снижение цен на битум, премия к мазуту у производителей Европейского кластера выросла на 2 100 руб./т (до 5 800 руб./т), что на 1 900 руб./т выше, чем было в 2024 году в этот же период. Эффективность производства битума выросла. Производители будут стараться поддерживать производство на текущем уровне, что будет продолжать оказывать давление на цены.
В Сибирском кластере, наоборот, зафиксирован рост цен, который в среднем составил 1,4 %.
После трёхнедельного снижения, премия к мазуту на этой неделе выросла почти на 2 400 руб./т (до 11 400 руб./т). По обоим кластерам премия стала выше значений прошлого года. Основной вклад в это внесли хаотично меняющиеся цены на мазут.
Из производителей стоит отметить «ГПН– БМ», которая повысила цены на Пермском БЗ, «Профнефтересурс» и Омском НПЗ на 1000 руб./т на Урале и за Уралом. Поддержкой такому решению выступает сниженное производства на Омском НПЗ из-за остановки на профилактику АВТ.
В Центральных областях продолжает ощущаться негатив, выразившийся в снижении цен «ГПН-БМ» на Московским НПЗ и ЯНОС на 600 руб./т. Добавляет негатива новость о внеплановой остановке на профилактику висбрекинга на НОРСИ и плановый ремонт УЗК на Самарской группе НПЗ. Сырьем как для УЗК, так и для окислительных колонн служит гудрон. Улучшившаяся экономика производство битума может повлиять на решение об увеличении его производства. Остальные производители оставили свои цен на уровне прошлой недели.
Количество сделок на бирже в период с 28.07.25 по 01.08.25 выросло до 10, а объем биржевых продаж с 200 до 550 т. Было заключено 3 сделки с битумом БНД 100/130 Омского НПЗ (150 т) по средней цене 34 885 руб./т и 2 сделки с БНД 100/130 Ангарской НХК (125 т) по цене 33 400 руб. /т. БНД 70/100 Ново-Уфимского НПЗ реализован по цене 26 900 руб. /т (25 т, 1 сделка), с Рязанской НПК по цене 25 720 руб./т (250 т, 4 сделки).
По экспортным направлениям вторую неделю подряд идет наращивание объемов отгрузок по железной дороге. Среднесуточные отгрузки за 3 дня этой неделе выросли с 2700 т/сутки до 4 300 т/сутки. Как и на прошлой неделе, лидерами выступают такие направления как Китай и Турция, куда за три дня отгрузили 7,8 тыс. т битумов, третьим направлением, куда традиционно отгружаются большие объемы стал Казахстан с объемом 3,2 тыс. т.
Таким образом, исходя из сложившихся условий и ожиданий, снижение цен по Европейской части скорее всего продолжится. Рост цен на Урале ограничивается арбитражем с западных НПЗ, которые, скорее всего воспользуются ситуацией сразу, как только появится окно возможностей.
Косвенным подтверждением негатива на рынках Центральных областей стали продажи продукта на бирже ниже прайсовых цен.