Резолюция

Итоги форума Резолюция  Программа Фотоотчёт Материалы

Заместителю председателя
Правительства РФ
А.В. Дворкович

РЕЗОЛЮЦИЯ

19 июня 2012 года состоялся очередной всероссийский биржевой форум - «Развитие биржевой торговли в нефтегазовом комплексе РФ», в организационный комитет которого вошли:

Зам. Министра энергетики, Ю.П. Сентюрин; Президент РГО, В.А. Язев; Заместитель руководителя ФАС РФ, А.Б. Кашеваров; Президент Союза нефтегазопромышленников России, Г.И. Шмаль; Президент Российского биржевого Союза, А.Г. Гавриленко; Сопредседатель комитета ТПП, С.Е. Яценя; Заместитель председателя комитета РСПП, Ю.А. Станкевич; Президент МБНК, В.Н. Баранов; Первый Вице-президент МБНК, А.С. Карпов; Вице-президент СПбМТСБ, М.Н. Темниченко; Президент Би-Газ-Си, А.М. Воловик; Генеральный директор РДК, Л.В. Азимова и Коммерческий директор Новотэк-Трейдинг, Д.В. Гусев.

В форуме приняли участие 117 делегатов - представителей профильных министерств и ведомств, общественных союзов и ассоциаций, крупнейших нефтегазовых корпораций (ВИНК) и независимых производителей нефти и газа, независимых участников рынка - трейдеров, малых и средних НПЗ, сетей АЗС, а также отраслевых институтов и консультационных агентств. Свои доклады и выступления в рамках программы форума представили 25 докладчиков, а основными вопросами для обсуждения стали:

  • стратегический вектор развития биржевой торговли энергоресурсами в РФ;
  • роль государственных механизмов в биржевой торговле нефтепродуктами;
  • законодательная поддержка биржевой торговли в нефтегазовом комплексе РФ;
  • ценовые индикаторы рынка и прозрачность ценообразования в отрасли;
  • текущее состояние и перспективы развития срочного;
  • роль биржевой торговли в развитии конкуренции на внутреннем рынке;
  • торговля газом на биржевых площадках как первый шаг к либерализации рынка.

По итогам работы форума, члены организационного комитета, заслушав всех докладчиков и подведя итоги дискуссии, в рамках общей резолюции, подготовили ряд рекомендаций и предложений адресованных: Правительству РФ (комиссия по развитию ТЭК и воспроизводству минерально-сырьевой базы), Комитету по энергетике ГД РФ, Министерству энергетики РФ, Министерству экономического развития РФ и Федеральной антимонопольной службе, а именно:

  1. О создании Биржевого совета. Рекомендовать ФАС РФ, Министерству энергетики РФ ускорить формирование некоммерческой организации - Биржевого совета, в который вошли бы все участники нефтегазового рынка.
  2. О биржевой торговле другими энергоресурсами. Рекомендовать Правительству РФ и Министерству энергетики РФ, разработать соответствующие нормативные акты, стимулирующие биржевую торговлю не только нефтепродуктами и газом, но и другими энергоресурсами - нефтью, углем и электроэнергией;
  3. О закупках топлива государственными учреждениями. Рекомендовать Правительству РФ, законодательно закрепить требования по обязательным определенным объемам закупок топлива на бирже государственными учреждениями;
  4. Об обороте нефтепродуктов на внутреннем рынке. Рекомендовать Министерству энергетики РФ и ФАС РФ, законодательно закрепить обязательные объемы реализации нефти и нефтепродуктов на биржевых торгах, для производителей данных видов энергоресурсов;
  5. О рыночной цене на нефтепродукты. Рекомендовать ФАС РФ, нормативно закрепить исчерпывающий и закрытый перечень требований к биржевым торгам для признания цены, сложившейся в ходе торгов, рыночной;
  6. О статусе форума «Развитие биржевой торговли в нефтегазовом комплексе РФ». Обратиться с просьбой к Правительству РФ, по вопросу присвоения статуса форума - «При Правительственной комиссии по развитию ТЭК», а председателем оргкомитета форума, выступить - Заместителя председателя Правительства РФ, председателя соответствующей комиссии - А.В. Дворковича;
  7. О дополнительном обсуждении спорных и наиболее актуальных вопросов форума. Обсудить наиболее востребованные вопросы настоящего форума, в рамках всероссийской ежегодной конференции «Российский рынок нефтепродуктов: регулирование, конкуренция, ценообразование», которая состоится 14 сентября 2012 года, на специальном совещании или тематическом круглом столе;

Учитывая значимость вопросов по развитию торговли газом на биржевых площадках, оргкомитет форума, подготовил резолюцию круглого стола «торговля газом на биржевых площадках как первый шаг к либерализации рынка», отдельным документом:


РЕЗОЛЮЦИЯ КРУГЛОГО СТОЛА
«Торговля газом на биржевых площадках как первый шаг к либерализации рынка»

Об ускорении процесса развития биржевой инфраструктуры для торговли газом и организации торговли газом в рамках Постановлений №858 и №323 Правительства РФ.

На сегодняшний момент Постановление Правительства РФ № 858 не соответствует требуемым для организации биржевой торговли газом процедурам по составу заявительных документов и срокам, требуемым для оформления доступа к ГТС ОАО «Газпром» для осуществления поставки газа по результатам биржевых торгов. Постановлениями предоставляется приоритетный доступ объемам газа, реализованным на биржевых торгах, однако при этом не указывается, как поступать с поставками газа промышленным потребителям по ценам ФСТ и заключенным ранее долгосрочным договорам.

Отсутствует отдельная, требующая модификации, процедура получения доступа к услугам ГТС для организаций, не входящих в группу ОАО «Газпром», но заключающим сделки в отношении газа на биржевых торгах. На сегодняшний день это означает, что организации, заключившие сделки на торгах должны получать доступ к ГТС на общих основаниях, после фактического заключения договора поставки. При этом срок от даты заключения договора поставки до даты возможного предоставления доступа к газотранспортной системе может составлять 45 дней. Данные временные рамки взяты из текста Постановления №858.

Заявки на получение доступа, в соответствии с Постановлением №858, могут подаваться организациями только после заключения сделки на торгах и оформления ее в соответствии с Правилами биржевых торгов, поскольку сведения, указываемые в заявке, в том числе предусматривают следующие реквизиты: место сдачи газа покупателю, подтверждение ГРС потребителя о готовности к приему заявленного объема газа в период поставки газа. Указанные данные могут быть известны участнику биржевых торгов только после оформления биржевой сделки. Таким образом, с учетом срока согласования доступа и заключения договора на транспортировку биржевые торги могут проводиться лишь с условием поставки минимум на 45 дней вперед, что не соответствует сложившемуся алгоритму торгов и режиму организации поставок. При этом гарантии того, что указанные объемы газа будут приняты к транспортировке, также отсутствуют.

Отсутствует описание роли Оператора товарных поставок и упоминание о подобной организации в принципе. Тем не менее, наиболее правильным видится внедрение данного института, представляющего из себя централизованного оператора, организовывающего доступ к ГТС ОАО «Газпром» на основании заключенных с участниками биржевых торгов соглашений.

 

Исполнитель:
Сопредседатель оргкомитета форума С.Е. Яценя