Российский рынок нефтепродуктов: итоги, перспективы, прогнозы

Вспоминая завершающийся год, одним из наиболее значимых событий (точнее - целой цепью событий) можно считать резкий рост цен бензина весной с последующим, в начале лета, снижением - которое стало результатом вмешательства правительства и согласия на урегулирование ситуации со стороны нефтяников. После этого, в июле, наблюдалась стабильность цен, а в некоторых регионах цены немного даже и снизились. Ближе к осени цены на бензин резко пошли вверх, и здесь «административный ресурс» вынужден был отступить перед «невидимой рукой рынка». Правда, ненадолго.
В итоге, все закончилось соглашением о стабилизации цен на нефтепродукты, которое было подписано со всеми нефтяными компаниями 7-10 ноября. «Ситуация стабилизирована, цены заморожены», - говорил вице-премьер Козак. - Они будут такими сохраняться с учетом инфляции, с учетом изменения налогового законодательства до конца марта 2019 года».
Вице-премьер подтвердил, что с 1 января 2019 г. цены на оптовом рынке нефтепродуктов вырастут на 1,7%, а дальше будут расти в соответствии с инфляцией.
По словам Козака, если компании, подписавшие соглашение, не будут его соблюдать, им грозит повышение экспортных пошлин. Однако оно останется крайней мерой. Если ФАС выявит монополизацию со стороны независимых АЗС в регионах, с ними тоже будет подписано соглашение, отметил вице-премьер.
В январе 2019 г. нефтяникам разрешено будет поднять цены не более чем на 1,7% в связи с повышением НДС с 18 до 20%. Затем они смогут повышать цены только на инфляцию согласно официальному прогнозу - 4,3%. Нефтяники обязуются полностью удовлетворять спрос независимых АЗС на топливо и поставлять на внутренний рынок не менее 17,5% добываемой нефти. Это должно остановить рост цен на топливо на независимых АЗС.
Увеличение запасов топлива в РФ является положительным моментом. Это происходит по причине снижения экспорта и уменьшения стоимости ресурса в отечественной валюте. Но в случае роста стоимости нефти в мире, российские компании переориентируются на внешние рынки. Им будет выгоднее продавать бензин за границу, а на внутреннем рынке возникнет дефицит. И, как следствие, рост цены на бензин.
В настоящее время биржевые котировки, котировки крупнооптовых и мелкооптовых цен говорят о том, что маржинальность, особенно по автомобильному бензину, у розничного сектора рынка достаточно приемлема. Это говорит о том, что розница может не только зарабатывать, реализуя топливо на АЗС, но и возместить те убытки, которые возникали в результате резкого роста цен в крупном опте.
В ФАС считают, что в следующий год розничный сектор должен войти в таком же стабильном состоянии по рынку. При этом, несмотря на восстановление акцизов, которые были снижены по решению правительства этим летом, подготовлена вся необходимая нормативно-правовая база для разработки, так называемого, акциза на нефть и демпфера, который должен снизить риски резких скачков цен на топливном рынке из-за внешнеэкономической или макроэкономической конъектуры.   
Из того, чем будет отмечен наступающий год в развитии нефтегазовой сферы в мире и в России, выделим некоторые тенденции.
Появится много новых НПЗ, преимущественно - в странах Азии.
Год станет переходным для сырой и очищенной нефти, так как в 2020 году вступает требование об ежедневной утилизации 3 млн баррелей мазута с высоким содержание серы. Взамен этому мировая промышленность должна будет в состоянии производить такой же объем топлива с низким содержанием серы.
По планам продаж ВИНК крупнооптовых партий нефтепродуктов на биржевых торгах в 2019 году, можно отметить, что они существенно увеличились.
Так, например, в 2018 году 37% продаж на бирже исходили от «Роснефти», 15% - от «Газпрома» и 14% от «ЛУКОЙЛа».
В 2019 году ожидается, что «Роснефть» удержит первенство по объемам реализации нефтепродуктов на биржевых торгах - компания значительно увеличила показатели на 2019 год. Так, на 83% выросли объемы по бензинам и на 84% по дизельному топливу. Что касается сегмента топочного мазута, то объем также увеличился - на 74%. Суммарно больше всего «Роснефть» планирует реализовать бензина и дизельного топлива в следующем году на уфимской группе НПЗ - 1 709 559 тонн. Из них в январе в Уфе будет реализовано 32 760 тонн бензинов и 32 565 тонн ДТ.  
На заводе в Салавате («Газпром») в следующем году объем продаж бензина и ДТ вырастет на 18%, до 229 200 тонн. Из них - 140 000 тонн бензинов и 89 200 тонн дизельного топлива. В январе планируется реализовать 12 240 тонн бензина марки Регуляр-92, 1 020 тонн - Премиум-95, 2 100 тонн летнего дизеля и 2 210 тонн - зимнего.
В Центральном регионе РФ, на Московском НПЗ («Газпром нефть») в следующем году планируется продать 245 040 тонн бензинов и 132 860 тонн ДТ, при этом суммарный объем вырастет в сравнении с 2018 годом на 18 050 тонн. В январе ставка будет сделана на дизельное топливо, в частности - межсезонное.
Значительный объем продаж будет наблюдаться в следующем году на Омском НПЗ («Газпром нефть») - 781 670 тонн автомобильного топлива. Из них планируется продать 467 460 тонн бензинов и 314 210 тонн дизельного топлива. В январе 33 660 тонн отдается на сегменте бензина (в основном Регуляр-92 - 19 380 тонн) и 28 730 тонн на дизельные топлива (в основном ДТЗ - 9 945 тонн).
На КИНЕФ в январе планируемый минимальный объем бензинов составляет 21 420 тонн и 32 045 тонн зимнего дизеля. Всего в 2019 году компания «Сургутнефтегаз» планирует реализовать на биржевых торгах 524 980 тонн автомобильного топлива.
Цены дорожного битума в первую неделю января останутся прежними. По информации от источника, цены продукта у многих крупных компаний скорректируются лишь в середине января. По окончанию зимы многие заводы вновь заработают в полную силу и будут готовиться к весеннему сезону роста потребления и спроса в связи с началом дорожных работ.
В начале 2019 года Премьер-министр РФ Д. Медведев поручил организовать совещание по вопросам цен на битум. Поручение было дано в ходе заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. Министр транспорта РФ Евгений Дитрих заявил, например, что важно удержать цену на битум, чтобы не возникло удорожания дорожных работ. Совещание состоится с приглашением ключевых лиц, в том числе губернаторов тех регионов, где могут возникнуть основные проблемы с удорожанием битума и, соответственно, повышением стоимости дорожных работ.
Отметим статистику по экспорту битума. Зарубежные поставки российского битума увеличились в январе - ноябре 2018 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 43 тыс. тонн и составили 317 тыс. тонн. Участники рынка ожидают дальнейшего роста зарубежных отгрузок продукта вслед за углублением переработки на российских НПЗ и запуском новых установок вторичной переработки.
Крупнейшими рынками сбыта российского битума в текущем году были Украина, Монголия и Киргизия, куда продукт поступает железнодорожным и автомобильным транспортом. Потенциальными рынками для поставок российского битума являются США и страны Северо-Западной Европы. Однако отгрузки в этих направлениях затруднены в связи с ограниченной портовой инфраструктурой, утверждают участники рынка. Так, российские терминалы почти не располагают необходимым оборудованием для отгрузок экспортных партий битума.
Учитывая четкую корреляцию между увеличением экспортных поставок и внутренним дефицитом, дорожники и все отраслевики,  которые используют битум, должны внимательно наблюдать за пересмотром сметной стоимости крупных инфраструктурных объектов, и в первую очередь -  дорог.
На рынке масел сохраняется ценовая стабильность - производители воздерживаются от корректировок. При этом в ряде компаний уже прошли ценовые комитеты, утвердившие новую стоимость смазочных материалов, в других же данный вопрос решится только на следующей неделе.
Так, в компании «Газпромнефть-Смазочные материалы» уже установлены цены на следующий год, как по фасовке, так и по наливу. Фасовочная продукция считается более премиальной, более маржинальной, а влияние изменений в стоимости базовых масел - не такое заметное.
В сегменте базовых масел, напротив, в январе продолжится существенное снижение, которое сохраняется с ноября. Причиной становится колебания курсов валют и постоянно меняющаяся политическая ситуация в мире, что дестабилизирует экономические сектора.
На данный момент рынок масел характеризуется приемлемым спросом, что удерживает производителей от ценового повышения, а некоторые игроки воздерживаются от корректировок уже несколько месяцев.
В первые месяцы 2019 года, по мнению участников рынка, сохранится достигнутый уровень цен, однако вероятно продолжение ценового снижения. Удорожание начнется ближе к весне, когда многие заводы, в том числе - компании «Газпром нефть», выйдут на профилактические работы. Возможен дефицит смазочных материалов, что, безусловно, повлечет за собой и восходящее направление ценовой динамики.
Однако о предстоящих ценовых корректировках пока рассуждать рано, ведь планы реализации формируются в соответствии с фактом прошлого года, что может оказать влияние на направления ценовой политики.