Обзор рынка перевозок битума

В феврале 2020 года наблюдался рост интенсивности битумных перевозок. 21% перевозок пришлось на железнодорожный транспорт, 81% - на автомобильный.

Внутренние грузоперевозки в сравнении с предыдущим годом возросли значительно - до 57 тысяч тонн (+79%), в то время как на экспорт отправили более 24 тысяч тонн продукта, что в 2,3 раза больше февраля предыдущего года.

Теплая зима оказала положительное влияние на спрос. Мы видим 10-процентное превышение объемов производства в сравнении с февралем предыдущего года. Так, по итогам месяца российские заводы произвели 381 тысячу тонн битума.

Впрочем, на повышение спроса на битум повлияла не только благоприятная погода, но и падение цен на нефть, из-за чего на рынке битума в некоторых регионах возник дефицит.

Так, в Самарской области представители предприятий дорожно-строительной отрасли отчитались об «определенном дефиците дорожного битума», сообщает пресс-служба губернской думы.

Подобный дефицит может привести к тому, что дорожники не смогут выполнить обязательства по нацпроекту «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Сейчас на территории региона работают три дочерних предприятия «Роснефти», которые производят битум. Министерство промышленности и торговли Самарской области пообещало подготовить обращение в адрес компании с просьбой поставить битум самарским строителям.

Возрастающий спрос позволил вернуть объем перевезенного железнодорожным транспортом битума до декабрьского уровня: с 67 тысяч тонн в январе показатель поднялся до 81 тысячи тонн в феврале.

На внутренний рынок страны было поставлено более 57 113 тонн битума. В топе поставок находятся Ростовская область (12 938 тонн), Приморский край (6 177 тонн) и Республика Башкортостан (6 124 тонны). Такой прирост потребления в Ростовской области (в 1,72 раз от прошлого месяца), скорее всего, связан со строительством транспортного кольца вокруг Ростова-на-Дону. Длина будущей ростовской трассы составляет 130 километров, стоимость работ - 190 млрд рублей. Также значительный объем битума был поставлен в Кемеровскую область и Республику Крым (4 355 и 4 085 тонн соответственно).

На экспорт в феврале 2020 года было отправлено 24 234 тонн битумных материалов. Основными зарубежным рынками сбыта стали Узбекистан (6 902 тонн), Таджикистан (5 342 тонн) и Киргизия (5 158 тонн). Совокупно эти страны приняли более 71% экспортируемого Россией объема темных нефтепродуктов.

Импорт битума был прекращен полностью в январе 2020 года, и данная ситуация не будет скоро изменена.

Пандемия коронавируса не внесла значительных корректировок в планы грузоперевозчиков, ведь несмотря на ограничение пассажиропотока и отмены массовых мероприятий, грузоперевозки остаются стабильными, хотя есть и исключения.

Тарифы на автоперевозки также не менялись: последние изменения были зафиксированы в декабре 2019 года. Однако вполне ожидаемо изменение в апреле этого года после завершения тендера ООО «Газпромнефть-Битумные материалы». Тендер направлен на поставку более 1,3 млн тонн битума в западный регион, а реализовывать его будут в период с 5 мая 2020 г. по 30 апреля 2021 г. Всего будет проведено 10 лотов, дата начала приема - 2 апреля.

Также, для владельцев топливных карт стал доступен небольшой бонус в виде скидки на закупаемое топливо в размере 1-1,5 рубля на литр.

Подробнее: Рынок транспортировки темных нефтепродуктов