Обзор российского топливного рынка

По итогам недели на российском топливном рынке наблюдалась понижательная динамика цен светлых нефтепродуктов. Значительнее дешевел зимний дизель, несмотря на то, что еще в декабре цена показывала растущую динамику. На понижение стоимости ДТЗ влияет рост объемов продаж. Но в перспективе, ожидается, что цены и дизтоплива, и бензина будут стремиться к росту - за счет увеличивающейся экспортной стоимости.
Февраль для основных игроков рынка смазочный материалов начался в целом укреплением прежних позиций. При этом уже проявляются первые признаки тех изменений, о которых мы предупреждали ранее, эти перемены начались, и они будут продолжаться.
Если из основных игроков рынка, две - компании «ЛЛК-Интернешнл» и «РН-Смазочные материалы», пока воздерживаются от серьезных корректировок, то еще один - «Газпромнефть-Смазочные материалы» - цены уже изменил, причем сделал это разнонаправленно.
Так, например, подорожали индустриальные масла на Омском НПЗ, в среднем на 1 000 рублей, до 42 157 руб./т с отгрузкой автотранспортом, и до 41 657 руб./т - по железной дороге. В сегменте моторных масел, напротив, цены в целом понизились, средняя стоимость продукции автоналивом теперь составляет 53 129 руб./т (прежняя цена составляла 53 914 руб./т), стоимость турбинных масел на Омском НПЗ выросла с 41 500 до 43 500 руб./т.
На Московском заводе также есть изменения. Так, подорожала фасовка, стоимость бочки объемом 205 литров увеличилась с 16 779 до 16 921 руб./т. А турбинные масла подорожали на 231 рубль, до 13 935 руб./т.
На заводе «Ярославнефтеоргсинтез» были зафиксированы повышательные изменения стоимости индустриальных масел автоналивом - от прежней (средней) в 41 950 цена выросла до 43 500. Компрессорные масла подорожали на 1 000 рублей, до 47 000 руб./т с отгрузкой по а/т.
По остальным компаниям изменения не столь значительные. Так,  компания «Завод смазочных материалов Девон» немного повысила стоимость фасованной продукции, в среднем на 100-500 рублей по всем позициям. Средняя стоимость евробочки 180 кг теперь составляет по авиационным маслам 14 603 руб./т, гидравлическим - 12 233 руб./т, индустриальным - 12 523 руб./т, компрессорным - 13 874 руб./т, моторным - 12 092 руб./т, турбинным - 12 329 руб./т.
Как известно, с 1 января 2019 года в России начался завершающий этап налогового маневра в нефтяной отрасли. Этот комплекс мер преследует две основные цели - достичь более выгодного экспорта нефти и нефтепродуктов, а также роста цен на черное золото для переработки на внутреннем рынке.
По прогнозам Правительства РФ, к 2024 году налоговый маневр позволит получить порядка 1,3-1,6 трлн руб. дополнительных доходов. Эксперты отмечают, что налоговый маневр приведет к сокращению доли темных нефтепродуктов и росту светлых в структуре экспорта, а это может спровоцировать отток нефтехимических грузов с железной дороги на трубопроводный транспорт.
Однако пока на рынке битумных материалов - спокойствие. На этой неделе большинство компаний не стало менять стоимость битумов.
Так, компания «Битум Трейд» реализует БНД 60/90 с Саратовского НПЗ по 15 500 руб./т, с Сызранского НПЗ п- о 14 750 руб./т, на уфимской группе НПЗ стоимость БНД автоналивом также не изменилась и составляет 14 100 руб./т.
Компания «ЛЛК-Интернешнл» продолжительное время сохраняет стоимость в 15 000 руб./т на НОРСИ и 16 700 руб./т на заводе в Волгограде.
Компания «Роснефть», впрочем, изменила стоимость БНД. С Сызранского НПЗ теперь реализация автоналивом и железнодорожным транспортом обойдется в 14 600 и 15 100 руб./т, с Рязанского НПК - 14 500 и 14 900 руб./т, с Саратовского НПЗ - 15 000 и 15 800 руб./т.
С завода «Газпром нефтехим Салават» пока не производится отгрузка битумов, и данная ситуация сохранится где-то до мая. Однако производство на заводе в Салавате не простаивает: около 20 тысяч тонн выработано за январь, и порядка 20-25 тысяч тонн планируется произвести за февраль. Но все эти объемы будут предназначены для внутреннего использования. На продажу объемов не будет до мая.
Компания «Газпромнефть-БМ» запустила 5 февраля производство битумов на Московском НПЗ. Стоимость с доставкой от самой компании составит 14 200 руб./т, самовывозом - 14 500 руб./т. Также компания запустила производство на заводе «Ярославнефтеоргсинтез», стоимость БНД - 14 400 руб./т.
В продолжение «дорожной» темы, начатой в прошлом выпуске.
Наряду с Владивостоком, крупную модернизацию дорог весной стоит ожидать и жителям Курской области. Будут ремонтироваться как федеральные участки, так и городские дороги. Власти Курской области сейчас активно закупают битум. Однако улучшения на дорогах будут видны ближе к осени.
По словам аудитора Счетной палаты РФ Валерия Богомолова, правительство собирается провести анализ действующей системы формирования региональных дорожных фондов. Об этом он рассказал в ходе «Правительственного часа» в Госдуме РФ. Объем бюджетных ассигнований дорожных фондов увеличивается каждый год. Так, в 2018 году общий объем таких  ассигнований на всех уровнях составил 1,6 трлн рублей. При этом доля федеральных трасс, не отвечающих нормативам, в разы уменьшилась за последние годы и на начало прошлого года составляла 23%. В то же время состояние региональной дорожной сети существенно не изменилось.
8 февраля средние крупнооптовые цены бензина показали на бирже повышательную динамику. Регуляр-92 подорожал на 55 руб. (+0,14%), Премиум-95 - на 253 руб. (+0,62%). В дизельном сегменте динамика была разнонаправленной. Летнее дизельное топливо подешевело на 30 руб. (-0,07%). Стоимость межсезонного ДТ увеличилась на 18 руб. (+0,04%), зимнее дизтопливо на бирже, напротив, подешевело - на 207 руб. (-0,44%).
По другим группам нефтепродуктов наблюдалась разнонаправленная ценовая динамика. Стоимость мазута увеличилась на 338 руб. (+2,41%), цена авиационного керосина снизилась на 42 руб. (-0,1%), СУГ подорожал на 253 руб. (+1,43%).
Суммарный объем торгов на бирже составил 88 492 тонны. Заключено 837 сделок.