Обзор российского рынка смазочных материалов

Эта неделя не отметилась значительными изменениями на рынке смазочных материалов, несмотря на рост объема реализации на бирже (с нее было реализовано более 390 тонн масел).

В равной части масла были реализованы с Ангарской НХК и Уфимской группы НПЗ: в рамках 5 сделок было продано по 65 тонн моторных масел М-10Г2К и И-12А по средневзвешенной цене 110 и 102,5 тыс. руб./т, а также по 130 тонн И-20А и М-10ДМ по средней цене 99 и 120,6 тыс. руб./т.

Еще в апреле прошлого года компания B2X Сonsulting, принимавшая участие в конференции, совместно с российскими производителями ГСМ провела исследование, показавшее, что в начале пандемии 82 % компаний уменьшили расходы на маркетинг в направлении частных лиц (B2C). 68 % приостановили ряд инвестиционных программ и проектов, сократили количество сотрудников и снизили затраты на их обучение.

При этом оптимизация расходов не затронула запуск новых продуктов, выход на новые сегменты рынка и проекты по цифровизации, которые в конце 2019 - начале 2020 года стали приоритетными для большинства крупных игроков.

В мае 2020 года индекс уверенности бизнеса составил 30.3 % с ожиданиями в негативной зоне. К августу, после прохождения первой волны пандемии, этот показатель вырос до 50.4 %, но на фоне второй волны снова снизился до 39 % к декабрю. К марту 2021 года индекс составил уже 58.6 %.

По мнению участников опроса, положительные ожидания связаны с повышением спроса на промышленные смазочные материалы, который прогнозируется уже в ближайшие месяцы. Умеренный рост возможен также на рынке масел для легкового и коммерческого транспорта.

К 2025 году планируется запуск новых установок по производству масел II и III группы с суммарной мощностью более миллиона тонн в год. Это может привести к профициту в сегменте до 65 %, поэтому актуальными станут задачи по оценке экспортных возможностей предприятий.

Производители столкнутся с необходимостью вывода новых брендов и перепозиционированием существующих на бизнес-аудиторию (B2B), что связано с общей тенденцией развития автомобильных сервисов.