Обзор российского крупнооптового топливного рынка

Прошедшая, короткая, неделя прошла на рынке довольно активно. В среднем каждый день стоимость как Регуляр-92, так и Премиум-95 повышалась более чем на 1 000 рублей. Темпы роста цен ДТЛ оказались гораздо меньше. В среднем ДТЛ набирало по 500 рублей ежедневно. Данный рост оказался рекордным за последние дни. На фоне роста нетбэка, роста спроса на рынке в целом цены достигли исторического максимума. Стоимость Регуляр-92 с 7 мая выросла на 4 541 рубль, или 9,2%, а Премиум-95 - на 4 270 рублей, или 8,6%. Стоимость ДТЛ в среднем прибавила 2 111 рублей, или 4,4%.
На рынок сейчас оказывают влияние сразу несколько факторов: это и высокий уровень нетбэка, и возросший спрос на бензин и дизтопливо с начала мая, и продолжающаяся профилактика на некоторых заводах. Некоторые участники рынка предполагают, что, пока нетбэк остается значительно выше, стоимость продукта на внутреннем рынке будет неуклонно приближаться к отметкам нетбэка. Есть предположения, что ослабление роста возможно к концу мая, когда нефтяные компании начнут предлагать большие объемы к реализации в связи с июньской закупкой. Однако, по словам источника, сейчас не дефицит подгоняет цены к росту, а разница между нетбэком и ценами внутри страны, так что, несмотря на предполагаемое увеличение объемов, курс на рост цен не удастся переломить в перспективе. Отсутствие дефицита в целом подтверждается данными ЦДУ ТЭК об остатках бензина и дизтоплива на НПЗ и ПНПО страны. Так, по состоянию на 7 мая, остатки бензина составляли 1,600 тыс. тонн, а дизтоплива - 2,537 тыс. тонн. По сравнению с 1-ым числом изменения минимальные: +1,7% по бензину и +12,9% по дизельному топливу. Стоит отметить, что за 4 прошедших месяца этого года на внутренний рынок бензина было выгружено на 650 тыс. тонн, или 8%, меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Данный факт отчасти мог повлиять на настроения на региональных рынках и спровоцировать рост закупок впрок в ожидании уменьшения предложения на рынке в целом. Были зафиксированы предложения нефтяных компаний приобрести товар для нужд своих сбытовых структур на региональных рынках. Однако и этот фактор для ценового роста не является всеобъемлющим. В целом и высокий уровень нетбэка, и «обеднение» в связи с этим внутреннего рынка становятся причинами для все большего роста цен как бензина, так и дизтоплива. В июле к вышеуказанным факторам присоединится фактор роста акцизов на бензин и дизтопливо. Акцизы увеличатся из расчета 50 копеек за один литр.
В сегменте мазута на прошедшей неделе ценовые корректировки носили восходящий характер. В среднем по стране М-100 подорожал сразу на 6,03%, до 16 300 руб./т. Пока стоимость топочного мазута остается выше стоимости дорожного битума. Высокую стоимость продукта поддерживает высокая цена нефти на мировом рынке. На этой неделе был достигнут максимум с ноября 2014 года. Так, в пятницу стоимость бочки Brent - на уровне 77,47 долл./барр.
На уфимской группе НПЗ за недельный период продукт подорожал сразу на 1 300 рублей, до 14 700 руб./т. На 1 950 рублей повысилась стоимость продукта на Саратовском НПЗ, до 16 050 руб./т. На самарской группе цена ресурса возросла на 1 000 рублей, до 16 100 руб./т. Активно ресурс дорожал и в СФО. Например, на Омском НПЗ стоимость повысилась на 1 150 рублей, до 14 250 руб./т.
В ЦФО, а именно на Рязанской НПК, стоимость М-100 выросла на 1 000 рублей, до 16 800 руб./т. На заводе в Ярославле также присутствовало значительное повышение (+1 650 рублей, до 17 300 руб./т). На Московском НПЗ М-100 подорожал на 1 500 рублей, до 17 100 руб./т.