Обзор производства битума и ПБВ

Окончание сезона дорожных работ и снижение спроса вынуждает предприятия сокращать производство битума. В сентябре российскими заводами было произведено 724 тысячи тонн битума, что на 12% меньше объема производства предыдущего месяца. Железнодорожным транспортом было перевезено 80 тысяч тонн битума, автомобильным - 644.

Запланированные объемы производства битумов в октябре по ключевым предприятиям преимущественно снижались. Планы производства по основным площадкам России могут снизиться на 28% относительно прошлого месяца - в сентябре было запланировано производство 720 тысяч тонн, а в октябре - 506,5 тысяч тонн. На это влияет стандартное сезонное снижение потребления и закрытие некоторых крупных производственных площадок.

Так, на Ангарской НХК и Ачинском НПЗ планируется произвести меньше, чем в сентябре, на 10-12 тысяч тонн - по 20 тысяч тонн на каждом. На Московском НПЗ также значительно снизился план производства - со 140 до 109 тысяч тонн.

При этом в ПФО производственным планам характерна некоторая инверсия. Производство растет на Новокуйбышевском НПЗ. Повышение произойдет и на заводах уфимской группы. Это связанно с плановыми ремонтными работами на Сызранском и Саратовском НПЗ. Объемы производства Саратовского НПЗ составили всего лишь 1 тыс. тонн, что значительно ниже сентябрьских показателей в 30 тыс.  тонн. На Сызранском НПЗ в октябре битум не производится.

Рязанский завод планирует сохранить производство на уровне прошлого месяца - 40 тысяч тонн в месяц. Аналогичная производительность ожидается и на предприятии компании «ФортеИнвест» в Орске. На ЯНОС производство снижается, но совсем незначительно. Таким образом, некоторым предприятиям в России в октябре характерно лишь незначительное снижение производственных показателей.

На прошедшей неделе глава «Газпромнефть-БМ», Дмитрий Орлов, в интервью ТАСС сообщил, что в 2019 году компания увеличит на 18% выпуск модифицированного битума - до 240 тыс. тонн. При этом объем выпуска обычного битума останется на уровне 2018 года - 2,5 млн тонн. Он обозначил, что рост продаж модифицированных битумов связан с активным строительством трасс федерального значения.

Орлов пояснил, что модифицированный битум на 40% дороже обычного, но служит примерно в 2 раза дольше, выдерживая большие нагрузки. По прогнозам компании, его доля на рынке России стремительно растет и в этом году может достигнуть уже 7%. Также топ-менеджер отметил, что в Европе, например, доля модифицированного битума на рынке составляет порядка 25%. При этом компанией оценивается его потенциальная доля использования в России в диапазоне от 10 до 14%. Исходя из этого, можно предположить, что в долгосрочной перспективе вероятна стагнация или даже спад рынка БНД.

Так как движение по европейскому пути предусматривает гораздо меньший объем рынка битума при текущей протяженности дорожной сети. Причиной тому является более длительный срок эксплуатации дорог, построенных на ПБВ по новым технологиям. В случае законодательного внедрения применения ПБВ и системы «Superpave» это станет значительным драйвером роста рынка полимерных битумов.

Этот аспект развития рынка битумов и битумных материалов и многие другие аспекты предстоит обсудить на III Международной конференции «Органические вяжущие в дорожном строительстве», которая пройдет 28-29 ноября в Москве, в отеле «InterContinental Moscow Tverskaya». Организатором конференции является компания «MAXConference».


Подробнее: Рынок битумов